П. М. МУРАДЯН
В разные периоды своей многовековой истории край именовался по-разному: в урартских клинописях он назван Уртехе-Уртехини; к этому названию восходит армянское традиционное название Арцах1.
У античных греческих авторов край выступает под наименованием Орхистена
(Όρχιστηνη)2, которое отражает арм. Арцах. Раннесредневековые источники фиксируют еще два названия этого края, связанные с перемещением центра административного образования—Цавдек3—по названию центра Цавдекского княжества и Хачен4—по названию крепости Хачен5, служившей резиденцией армянских князей из рода Араншахиков. В X—XIII вв. наибольшей популярностью пользовалось наименование Хачен (от арм. хач—крест), оно фигурирует не только в многочисленных памятниках эпиграфики Карабаха, но и в византийской и персид-
_____________________________
1 Г. А. Капанцян, Chetto-Armeniaca, Ереван, 1931, с. 104.
2 Страбон, География, XI, XIV, 4.
3 Агафангел, История Армении. Тифлис, 1909, § 795, с. 414 (на арм. яз.), Мовсес Хоренаци, История Армении, Тифлис, 1913, кн. II, гл. 8, с. 113 (на арм. яз.); «Воинская грамота»: см. в кн.: Н. Адонц, Армения в эпоху Юстиниана, Ереван, 1971, с. 251.
4 Вардан, География, Париж, 1960, с. 11 (на арм. яз.). Этот автор XIII века четко пишет: «Арцах—[ныне] Хачен».
5 Мовсес Каланкатуаци, История страны Алуанк, Ереван, 1983, кн. III, гл. 23, с. 340 (на арм. яз.).
[стр. 38]
ской номенклатуре6. Источники сохранили еще два названия Арцаха—Малый Сюник7 и Малая Армения8.
Наименование Карабах в исторических первоисточниках впервые фиксируется с XIV века в сочинении «Грузинского хронографа»9 и у персидского историка Хамдаллаха Казвини10.
Греко-римские и армянские авторы четко указывают на то, что Арцах и соседняя провинция Утих, также расположенная на правобережье Куры, составляли часть Армении, граница которой с Албанским царством проходила по реке Куре. Вот только некоторые выдержки из сообщений античных авторов:
Страбон: «В самой Армении много гор и плоскогорий... много там и долин... например, равнина Аракса ('Арадт^ог бяебюг), но которой река Аракс течет до границ Албании... За этой равниной идет Сакасена, тоже граничащая с Албанией и с рекой Киром»12.
Плиний Старший: «Это племя [албанцев], расселившееся по кавказским горам, доходит, как сказано, до реки Кира, составляющей границу Армении и Иверии»13.
_____________________________
6Константин Порфирородный, О церемониях византийского двора, кн. II, гл. 48 («Иноязычные источники об Армении и армянах», т. 6, Ереван, 1970, на арм. яз. с. 151). Н. Д. Миклухо-Маклай, Географическое сочинение XIII в. на персидском языке (Новый источник по исторической географии Азербайджана и Армении).—Ученые записки Института востоковедения, т. IX, М.—Л., 1954, с. 204. Следует подчеркнуть, что крепость и край назывались Хаченом именно потому, что их обитателями были армяне. В мире христианского православия (Византия, Грузия, Россия), армян называли «хачецарами» (греч. «Хачинцариой», груз. Хачецарни», русск. «хандзири») от соответствующего армянского слова.
7 Мовсес Хоренаци, III, 3, с. 260.
8 «Армянское войско в XVIII веке. Из истории армяно-русского военного содружества», Ереван, 1968, с. 376, 378.
9См. «Картлис цховреба», т. 2, Тбилиси, 1959, с. 240 (на груз. яз.).
10 Hamd-Allah Mustawfi of Qazwin. The Geographical Par of thet Nuzhat-al-Queйb. Trans by G. Le Strange, Leyden, 1919, р. 173, 174; Хамдаллах Мустауфи Казвини, Зейл-и тарих-и грузида, Баку, 1966, с. 91, 95, 127; ср. И. П. Петрушевский, Хамдаллах Казвини как источник по социально-экономической истории Восточного Закавказья.—«Известия» АН СССР, 1737, № 4, с. 873—920.
11 См. И. Д. Миклухо-Маклай, Указ. соч., с. 201.
12 Страбон, XI, XIV, 4.
13 Плиний, Естественная история, VI, XV, 39.
[стр. 39]
Клавдий Птолемей: «Великая Армения ограничивается с севера частью Колхиды, Иверией и Албанией по вышеуказанной линии, проходящей через реку Кир»14.
Плутарх: «Когда зима застигла римское войско в этой земле (в Армении) и римляне справляли праздник Сатурналий, албанцы, собравшись числом не менее сорока тысяч, переправились (бгефстес;) через реку Кирн и напали на них»15, т. е- перешли на правобережье Куры.
Дион Кассий: «Оройс, царь албанцев, живших выше (гзяед) Кирна»16.
Административно-политическая история.—Урарты, согласно надписи Сардури II (VIII в. до н. э.), сохранившиеся в с. Цовк, достигли страны Уртехини (Арцах). В первой половине VI в. до н. э. Арцах в составе Ервандидской Армении находился в подчинении у Мидии, а с 550 по 331 г. до н. э.—державы Ахеменидов. С конца IV в. до н. э. Арцах, как и соседние области Утик и Сюник, продолжали оставаться в составе армянского царства Ервандидов18. О вхождении этого края в состав царства Тиграна II с 95 года до н. э. свидетельствует и факт основания в нем г. Тигранакерта19. Орхистену (Арцах) называет провинцией Армении и Страбон20, об этом же единодушно видетельствуют и раннесредневековые армянские первоисточники21. Согласно «Ашхарацуйцу» («Армянской географии VII в.»), Арцах являлся десятой провинцией Армении и состоял из двенадцати гаваров (областей) коими являлись: Абанд другой, Вайкуник, Берда-дзор, Мец-Аранк, Мец-Куанк, Харчланк, Муханк, Пианк, Парсаканк, Кусти Фарнес, Колт22. После раздела Армении между Визиантийской империей
_____________________________
14 Птолемей, География, V, XII, 1.
15 Плутарх, Сравнительные жизнеописания, т. II, М., 1863 (Помпей, XXXIV).
16 «Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе». Собрал и издал с русским переводом В. В. Латышев, т. 1, СПб., 1890, с. 611.
Свод ведений первоисточников по истории Албании—Алуанка и их обстоя' тельный анализ представлены в монографии А. А. Акопяна «Албания-Алуанк в Древнелатинских и древнеармянских источниках», Ереван, 1987.
17 Г. А. Меликишвили, Урартские клинописные надписи, М., 1960, с. 310, 446.
18 Мовсес Хоренаци, История Армении, кн. II. гл. 44—45, с. 169—170.
19 Себеос, История..., Ереван, 1979, с. 125 (на арм. яз.).
20 Страбон, XI, XIV, 4.
21 Агафангел, История Армении; Мовсес Хоренаци, История Армении; Егише, О Вардане и войне Армянской; «Зоранамак» («Воинская грамота»).
22 С. Е. Еремян, Армения по «Ашхарацуйцу» («Армянской географии VII в.»), Ереван, 1963, с. 105 (на арм. яз.).
[стр. 40]
и Ираном в 387 г. Арцах продолжал оставаться в составе Армении до упразднения Армянского царства в 428 г. Затем он был присоединен персами к Албанскому царству, располагавшемуся на левобережье Куры, о чем свидетельствует автор «Ашхарацуйца», сообщающий также о том, что Собственно (т. е. левобережная) Албания находится севернее реки Куры, которая и издревле служила границей между нею и Арменией23. После упразднения Албанского царства (в 469 г.) Арцах остался в составе образованного на территории этого царства и соседних областей персидского марзпанства, которое получило название «Албания» (Аран). Спустя столетие, в конце VI—начале VII вв. Албанское марзпанство на севере раздробилось на отдельные мелкие княжества, которые, выступая под названиями живших там племен или правивших княжеских домов, утратили ставшие для них лишними название «Албания» и собирательное наименование «албанцы». На юге же Утик и Арцах образовали отдельное армянское княжество Араншахиков (конец V в.), а затем сменившего их рода Михранидов персидского происхождения (VII в.). Последние унаследовали административное название Алуанк (Албания), но оно, фактически, переместившись с севера на юг, приобрело чисто географическое содержание, напоминая о существовавшем когда-то марзпанстве, не имея, однако, отношения к «Собственно Албании». Название «Албания» в применении к Утику-Арцаху становится синонимом применяемых в трудах древних армянских историков названий «Восточный край Армении», «Северо-восточный край», «Алуанский (т. е. Албанский) край», «Армения Глубинная» и т. д.24. Историк XI—XII вв. Маттэос Урхаеци, говоря о «Стране Албанской», поясняет: «которую ныне называют Глубинной Арменией»25. История политической и культурной жизни именно этих областей и составляет основное содержание труда армянского историка X в. Мовсеса Каланкатуаци «История Албании» (или «История страны Алуанк», как традиционно переводят это заглавие).
Хорошо осведомленный в административно-политических переменах в сопредельных странах Закавказья византийский двор знал, что Хаченское княжество находится в Армении, почему им-
_____________________________
23 См. С. Т. Еремян, указ. соч., с. 105, ср. А. П. Новосельцев, К вопросу о политической границе Армении и Кавказской Албании в античный период.— «-Кавказ и Византия», вып. 1, Ереван, 1979, с. 10—16. Автор статьи основывается на данных античных историков Страбона, Плутарха. Птолемея, Диона Кассия, армянского историка V в. Фавстоса Бузанда и др.
24 Обзор первоисточников см.: А. Ш. Мнацаканян, О литературе Кавказской Албании, Ереван, 1969, с. 62—64.
25 Маттэос Урхаеци, Хроника, Вагаршапат, 1898, с. 230 (на арм. яз.).
[стр. 41]
ператор Константин Порфирородный (913—959 гг.) и адресует письмо на имя князя Хачена «в Армению»26.
История этого края в эпоху княжения Асан-Джалала, сына сестры Закарэ и Иванэ Долгоруких, и его преемников, обстоятельно представлена в многочисленных надписях монастыря Гандзасар и других памятников армянского зодчества, у армянских историков Киракоса Гандзакеци, Вардана Великого, Степаноса Орбеляна, в колофонах (памятных записях) рукописей и т. д. В надписи от 1240 г. из Гандзасара внук упомянутого Асана Джалала, также носивший имя Асан-Джалал, представляется сле дующим образом: «Я, смиренный раб божий Джалал Давла Асан, сын Вахтанга, внук великого Асана, природный самодержавный царь высокой и великой страны Арцахской и имеющей обширные пределы области Хаченской»27.
Если в титулатуре этих князей или записях иногда встречается термин Албания-Алуанк, то, говоря словами И. А. Орбели, «лишь пережиточно, в составе потерявших реальное значение титулов»28.
В позднем средневековье, в отличие от центральных областей Армении, подпавших под владычество Турции и Ирана, хаченские мелики сохранили свою относительную самостоятельность (в эпоху «пяти армянских меликств» (Варанд, Хачен, Дизак, Джраберд, Гюлистан), они превратили страну в средоточие армянского освободительного движения и русской ориентации. По документальным и нарративным источникам хорошо известна активность меликов в организации борьбы армян против шахского Ирана и султанской Турции. С Хаченом (Карабахом) связаны миссии Исраела Ори, архимандрита Минаса, Иосифа Эмина, направленные на реализацию русской ориентации, как и вооруженная борьба знаменитого армянского полководца XVIII в. Дгвид-бека и Авана Юзбаши. Восставшие против мусульманской тирании армяне Карабаха неоднократно обращались к Петру I, прося у него вооруженную помощь. В письме католикоса Нерсеса от 1723 г. говорится «...со всем нашим народом просим, что мы ныне в руках неверных, яко пленные обретаемся, которые нас денно и ночно жестоко изгоняют, грабят, и убивают до смерти и берут в полон, и сколько есть остальных и те убегая в горы и под горы кроючись нужно живем без хлеба и без воды, однако в начале на бога и потом на ваше величество: имеем надежду, а на иного
_____________________________
26 Константин Порфирородный, О церемониях Византийского двора, кн. II, гл. 48.
27 И. Орбели, Избранные труды, Ереван, 1963, с. 158.
28 И. Орбели, Указ. соч., с. 347, Генеалогию армянских правителей в эпоху средневековья можно найти в исследовании К. Туманова (C. Eaumanoff, Manuel de genealogie... etc. Rome, 1976, у. 236—240).
[стр. 42]
кроме вашего величества нам надеятца не на кого, того ради просим от такой нашей болезни нас высвободить и защитить яко великий пророк Моисей освободил из рук фараоновых тако ж и нас да освободите из рук варварских...»29
Лишь с начала XVIII в. на политическую ситуацию нагорной части Карабаха стали оказывать влияние перебравшиеся из Средней и Малой Азии и Курдистана и поселившиеся в прилегающих равнинных районах еще в начале XVI в. неармянские этнические массивы.
По свидетельству Шараф-хана Битлиси (XVI в.) «...двадцать четыре курдских рода проживают в Арранском Карабаге и известны под общим названием игирмидорт (тюрк. «Двадцать четыре»)30. Эти курдские роды, как и племенной союз «Отуз-ики» (тюрк. «Тридцать два») занимали район Мильской равнины (Карабахская низменность). В состав Отуз-ики входили также и мелкие тюркские племена. В этом конгломерате выделялось племя Джеваншир, глава которого считался главой всего Отуз-ики. В 1722 г. племя Джеваншир выступило против восстания армян под предводительством Давид-бека и было разгромлено восставшими. Позже Надир-шах переселил племена Джеваншир. Отуз-ики в Иран, а именно—в Хорасан, в местность Сарахс31, но после смерти Надира (1747 г.) им удалось опять вернуться в Равнинный Карабах, где к ним присоединились мелкие племена демурчи-гасанлы, джинлы из Грузии, часть кенгерлу из Нахичевана, шахсеваны из Мугана32. Из Равнинного Карабаха предводители племени Джеваншир сперва вторглись в предгорные и горные районы Карабаха, а затем утвердились там в качестве местных правителей (ханов)33.
Однако карабахским ханам не удалось окончательно сломить сопротивление оставшихся здесь меликов. Тяжбы между ними продолжались до самого 1813 г., когда согласно Гюлистанскому
_____________________________
29 См. «Армяно-русские отношения в первой трети XVIII века», т. II, ч. II, Ереван, 1967, с. 27—28.
30 Шараф-Хан ибн Шамсаддин Битлиси, Шариф-намэ, Перевод, предисловие, примечания и приложение Е. И. Васильевой, т. I, М., 1967, с. 370.
31 Мирза-Адигезал-Бек, Карабах-намэ. Баку, 1950, с. 47; Мирза Джамаль Джеваншир, История Карабага, Баку, 1959, с. 118—119.
32 Мирза-Адигезал-Бек, Указ. соч., с. 56; Архив внешней политики России (АВПР), ф. СРП, 1758, д. 2, л. 9.
33 Подробно см.: Мирза-Адигезал-Бек, указ. соч., с. 53—60; Мирза-Джамаль Джеваншир, Указ. соч., с. 65—70, 120 —126; А. Бакиханов, Гюлистан-Ирам. Баку, 1926, с. 127—128; «Акты, собранные Кавказской Археологической комиссией» (АКАК), т. I, Тифлис, 1866, с. 120—124; генеалогическая таблица карабахских ханов из племени Джеваншир (см.: АКАК, т. I, с. 695).
[стр. 43]
договору между Ираном и Россией Карабах перешел к России, а спустя девять лет ханство было окончательно упразднено34. Вековое стремление армянских меликов Карабаха к русскому протекторату завершилось присоединением края к России35.
По Гюлистанскому договору 1813 г., завершившему русско-персидскую войну 1804—1813 гг., вместе с другими северо-восточными провинциями Восточной Армении (Лори-Памбакским, Шамшадинским, Зангезурским, Кафанским и Шорагельским уездами) к России перешли также Гянджинское и Карабахское ханства36. Гянджинское и Бакинское ханства, как административные единицы, были упразднены в 1804—1813 гг. В 1819 г. были упразднены Шакинское, в 1820 г. Ширванское, в 1822 г.—Карабахское, а в 1826 г.—Талишское ханства. Все они стали русскими провинциями37. По Туркменчайскому договору (февраль 1828 г.), завершившему вторую русско-персидскую войну (1826—1828 гг.), к России перешли Ереванское и Нахичеванское ханства и Ордубадский уезд. Тем самым было завершено окончательное присоединение всех восточноармянских земель к России.
По рескрипту Николая I от 20 марта 1828 г. сразу же после заключения Туркменчайского договора, из присоединенных к России Нахичеванского и Ереванского ханств была образована Армянская область. В область входили Ереванский и Нахичеванский уезды и Ордубадская область38. По законопроекту 1840 г. в Закавказье было проведено административное деление: создана Грузино-Имеретинская губерния с центром в Тифлисе и Каспийская область с центром в Шемахе. Большая часть восточно-армянских территорий вошла в качестве уездов в указанную губернию, а некоторые, в том числе Карабах—в Кас-
_____________________________
34 Об истории Карабахского ханства см.: Адигезал-Бек, указ. соч., Мирза-Джамаль-Джеваншир, Указ. соч.: Раффи, Меликства Хамсы, Вена, 1906 (на арм. яз.); Мирза Ийусуф Нерсесов Карабаги, Тарих-и Сафи,— см.: Институт рукописей им. К. С Кекелидзе АН Груз. ССР, фонд персидских рукописей, № 195; Баку, Архив Института истории АН АзССР, № 3935; Ахмедбек Джаван-шир, О политическом существовании Карабахского ханства (с 1747 по 1805 гг.), Баку, 1961.
35 А. Р. Иоаннисян, Россия и армянское освободительное движение в 80-ых годах XVIII столетия, Ереван, 1947; его же, Иосиф Эмин, Ереван, 1945; его же, Присоединение Закавказья к России и международные отношения в начале XIX столетия, Ереван, 1958; «Присоединение Восточной Армении к России». Сборник документов, т. I (1801—1813). Ереван, 1972; т. II (1814—1830), Ереван, 1978.
36 Договоры России с Востоком, политические и торговые. Собрал и издал Т. Юзефович, СПб., 1869, с. 208—214.
37 История Азербайджана, т. II, Баку, 1960, с. 20.
38 Собрание актов, относящихся к истории образования армянского народа, т. I, М, 1833, с. 278.
[стр. 44]
пийскую область39. Во второй половине 40-х годов XIX в., в силу новых административных изменений, в Закавказье были созданы губернии: Тифлисская, Кутаисская, Шамахинская, а также Дербендская (располагавшаяся частично в Закавказье). Восточно-армянские территории в статусе отдельных уездов вошли в состав первых трех губерний40.
По новому положению от 9 декабря 1867 г. Закавказье было разделено на пять губерний: Кутаисскую, Тифлийскую, Ереванскую, Елизаветпольскую и Бакинскую. В Тифлисскую и Бакинскую губернии вошло по шесть уездов, а в Ереванскую, Елизаветпольскую и Кутаисскую губернии—по пять уездов41. Часть территории Восточной Армении вошла в состав Ереванской губернии, а часть—в Елизаветпольскую и Тифлисскую губернии. В Ереванскую губернию вошел и Нахичеванский уезд42. Нагорный Карабах в основном вошел в Елизаветпольскую губернию.
Такое административно-территориальное деление, с незначительными изменениями, сохранялось до 1917 г.
Этнический состав Арцаха-Хачена (Карабаха) в дореволюционный период.— Античные источники констатируют, что во времена армянских царей Арташеса и Зареха (II в. до н. э.), во всяком случае—во время Страбона (I в. до н. э.)43, население Армении было одноязычным, т. е. арменоязычным: естественно, это относится и к Арцаху/Орхистена (см. выше, прим. 13—15). В VIII в. н. э. Арцах был не только этнически армянской провинцией, но и имел свой окраинный арцахский диалект армянского языка, о чем свидетельствует один из толкователей Дионисия Фракийского Стефан Сюнеци44. Следующее свидетельство принадлежит персидскому анонимному географу первых десятилетий XIII в., согласно которому население Хачена (т. е. Арцаха) «есть армянское» («армани анд»)45 (в существующем русском переводе отрывка допущена неточность—«там есть армяне»46), грузины же «их царя называют тагавором» («тагавор» по-армянски— «царь»). Осведомленность грузин в этнополитической обстановке Хачена иллюстрируется сообщениями, содержащимися в «Исто-
_____________________________
39 История армянского народа, т. V. Ереван, 1974, с. 209.
40 Кавказский календарь, на 1849 г., Тифлис, 1948, с. 37—40.
41 Отчет по главному управлению наместника кавказского..., Тифлис, 1873, с. 49—50.
42 История армянского народа, т. VI, Ереван, 1981, с. 15—16 (на арм. яз.).
43 Страбон, XI. XIV, 5.
44 См. Н. Адонц, Дионисий Фракийский и армянские толкователи. Пг., 1915, с. 187.
45 См.: ЛО ИВ АН СССР, рукопись А-253, л. 202 б.
46 Н. Д. Миклухо-Маклай, Указ. соч., с. 204-406.
[стр. 45]
рии и восхвалении венценосцев»47. Побывавший в начале XV в. в. Карабахе немец Ганс Шильтбергер отмечает, что область «лежит в Армении», а «армянские селения принуждены платить дань язычникам», т. е. мусульманским поработителям48 (в новом издании отрывок о Карабахе изъят из текста)49. Осведомленные в этнополитической и конфессиональной ситуации в Карабахе ильханские правители, признавая духовного предводителя армян Агванка (т. е. гандзасарского католикоса), учитывали рекомендацию киликийских армянских царей, «чтобы гандзасарские армяне вилайета Агванк признали его своим предводителем и главой и не выходили в отношении их религии за пределы его речей и поучений»50.
Этнический состав Карабаха не претерпел каких-либо существенных изменений в последующие века. О густоте армянского населения свидетельствует послание карабахских католикосов и меликов Екатерине I от 1725 г., согласно которому в каждом из 6-ти магалов (округов) Карабаха насчитывается 30, 40 50 селений, в каждом селении—600, 500, 400, 200, 100, 50 дворов51. Это подтверждается и турецкими официальными источниками, в которых говорится, что население горных селений Карабаха—«из племени армян»52. В записке Ираклия II от 1769 г. сказано: «Хамс (т. е. Карабах, имеются в виду «пять меликов») составляет владение, и во оных семь воеводских правлений, народ весь армянского закона, в том владении находится армянский патриарх»53. Спустя несколько лет (1783 г.) Г. А. Потемкин в своем рапорте Екатерине II сообщает: «Не имев еще повеления в. и. в.
_____________________________
47 Картлис Цховреба, т. II, с. 60—60, 77 (на груз. яз.).
48 Путешествие Ивана Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г. Перевел с немецкого и снабдил примечаниями Ф. Брун, Одесса, 1866, с 110.
49 Иоган Шильбергер, Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г., перевод со старонемецкого Ф. К. Бруна, Издание, редакция и примечания акад. АН Азерб. ССР 3. М. Буниятова, Баку, 1984, с. 67. Об уровне и методе фальсификации этого издания см. П. Мурадян, как издавались «Путешествия», газ. «Коммунист», 25 июня 1988 г.
50 Персидские документы Матенадарана. I. Указы, вып. первый (XV— XVI вв.). Составил А. Д. Папазян, Ереван, 1956, док. 3, с. 248—249.
51 Армяно-русские отношения в первой трети XVIII в. Сборник документов под ред. А. Иоаннисяна, т II, ч. II, Ер., 1967, док. 315, с. 249.
52 Османские законы Западной Армении (свод законов XVI—XVII вв.), Ереван, 1964, с. 120 (на арм. яз.).
53 Грамоты и другие исторические документы XVIII столетия, относящиеся к Грузии, т. I, с. 1768 по 1774 гг., под ред. А. А. Цагарели, СПб. 1891, док.198, с. 434.
[стр. 46]
я дал резолюцию ген.-пор. Потемкину об Ибраим-хане Шушинском, сближающую его к повиновению. Тут предлежит рассмотрению, чтобы при удобном случае область его, которая составлена из народов армянских, дать в правление национальному и чрез то возобновить в Азии христианское государство, сходственное высочайшим в. и. в. обещаниям, данным чрез меня армянским меликам»54.
В указе Павла от 1797 г. обозначена численность армянского населения области—11 тысяч семей55.
И, наконец, материальным подтверждением сказанного является наличие на этой территории свыше 1000 армянских надписей и сотен христианских культовых сооружении56. В области нет ни одного мусульманского средневекового культового сооружения, ни одной древней и средневековой надписи на неармянском языке. Лишь со второй половины XVIII в., при Панах-хане и Ибраим-хане в Шуше поселилось небольшое количество мусульман-кочевников57.
Не случайно, что даже при высокой рождаемости среди мусульман к началу нашего столетия они составляли не более 5% населения края. Версия о заселении Карабаха армянами из Ирана в 30-е гг. XIX в. не имеет под собой реальной почвы. О количестве коренных карабахцев-армян до переселения из Ирана можно судить по камеральному описанию 1823 г., согласно которому там насчитывалось 5107 дворов армян58. Из переселенцев в Карабахе было поселено 700 семей, из числа которых 300 семей вернулось обратно, а значительная часть оставшихся вымерла в результате эпидемии чумы59.
_____________________________
54 ЦГВИА, ф. 52, оп. 2, д. 32, л. 1, об. Подлинник.
55 Полное собрание законов Российской империи, т. XXIV, с. 761. № 18189.
56 См. Свод армянских надписей вып. V, Арцах. Составил С. Г. Бархударян, Ер., 1982 (на арм. яз.).
57 В XI—XIII вв. в Передней Азии и Восточном Закавказье стали появляться тюркоязычные племена. В дальнейшем в Восточном Закавказье и северо-западных районах Ирана произошло формирование нового этноса, народности, впоследствии (с начала XX века) названной азербайджанской. См. акад. В. В. Бартольд, Сочинения, т. II, ч. I, Москва, 1963, с. 703; В. Худадов, Современный Азербайджан.—Новый Восток, № 3, М., 1923, с. 167 и прод.; А. К. Алекперов, Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, Баку, 1960, с. 71—77; ср. Г. X. Саркисян, П. М. Мурадян, «Буниятовщине» не видно конца.—«Вестник общественных наук» АН Арм. ССР, 1988, № 5, с. 43—44.
58 Описание Карабахской провинции, составленное в 1823 г. действительным статским советником Могилевским и полковником Ермоловым 2-ым. Тифлис, 1866 (без пагинации).
59 М. Г. Дарбинян, Переселение персидских армян и их поселение (1828— 1829 гг.).-ВОН АН Арм. ССР, 1973, № 8, с. 12—22 (на арм. яз.); Р. Мелик-
[стр. 47]
В 1914г. Карабахская епархия армянской церкви имела 222 действующие церкви, 188 священнослужителей, 206768 прихожен, 224 армянских селения60.
К началу V в. монастырь Амарас стал не только духовным центром Арцаха—епископской кафедрой епархии, но и одной из первых армянских школ, основанной самим создателем армянской письменности Месропом Маштоцем. Функционировавшие в рамках епархии монастыри и пустыни (Амарас, Гандзасар, Хорека, Мец-Аранц, Ериц Манканц, Ктиша, св. Аствацацин, Аменапркич, св. Григоррий Просветитель, св. Якова, Кусанац, Егиша, Кошик, Шахках и т. д.) со временем превратились в крупные очаги армянской книжности, скриптории и хранилища рукописей. В ереванском Матенадаране и в других армянских собраниях (Венеция, Вена, Н. Джуга) хранятся несколько сот рукописей, созданных или скопированных в арцахских скрипториях. В лапидарной армянской надписи Хатраванка от 1204 г. говорится о сооружении специального помещения для библиотеки-матенадарана. Неслучайно, что в истории армянского искусства арцахская школа средневековой миниатюры и стенной живописи занимает одно из ведущих мест.
Если учесть неоднократные нашествия и истребления армян персами, тюрками, упоминаемую персидским источником «всеобщую резню» населения Хачена при атабеке Узбеке, переселение карабахских армян при Теймуразе II и Ираклии II в Лори, Шамшадин и Кахети (Телави), резню 1905/6 гг. в городе Шуше и окрестных селах, то станет понятным, какие невзгоды вынес этот край и до чего незыблема приверженность карабахских армян к родной земле.
Культурное наследие Нагорного Карабаха.—На территории области в 4,4 тыс. км2 имеется свыше 1600 памятников истории и архитектуры—крепостей, монастырских комплексов, церквей и часовен, мостов и каравансараев, поселений и дворцов (амаратов), древних мемориалов, свыше 1000 хачкаров (крестных камней) и т. д.61. Основная масса памятников—христианские культовые соо-
_____________________________
Саркисян, Переселение армян из Персии в Восточную Армению в 1828—1829 гг.— Вестник ЕГУ, 1979, № 2, с. 42—45. «Колониальная» политика российского царизма в Азербайджане в 20—60-х гг. XIX в.>. Часть I, М—Л., 1936, с. 201, 204.
60 Журн. Арарат, 1914, с. 637.
61 Их описание см, в книге Ш. М. Мкртчян, Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха, Ереван, 1988, X. Дадян, Краткое описание монастырей Арцахской (Карабахской) епархии,—Арарат, 1896, с. 43—45, 233—234 (на арм. яз.); ср. М. Плузян, Область Джраберд края Арцахского.—Арарат, 1871, с. 432—435; В. Арутюнян, Облицованная...история.—Газ. Советакан Айастан, 31 мая 1988 г. (на арм. яз.).
[стр. 48]
ружения, созданные многими поколениями жителей края. Хронологически они представляют все этапы средневековой истории,, охватывая период от принятия христианства в IVв. до XIX в. Этнокультурная принадлежность основной части памятников материальной культуры определяется не только самим этническим составом края в древности и ныне, но и сообщениями повествовательных первоисточников, колофонами составленных или переписанных в местных скрипториях рукописей, сотнями надписей. На стенах одного только Гандзасарского монастыря сохранились 182 надписи исключительно на армянском языке62. Памятники христианской культовой архитектуры, особенно такие, как Гандзасар, Амарас, Дадиванк, Акобаванк, Гтчаванк, церкви Казанчецоц, Вачагани, Охтадрни и др. представляют oсобую арцахскую школу армянской архитектуры и являются памятниками всесоюзного значения. Как ни странно, из 1600 памятников до последнего времени официальной регистрации статуса охраняемых государством удостоились лишь 64, остальные же, в том числе и монастырь Амарас (IV в.), брошены были на произвол судьбы, чем, кстати, пользовались некоторые археологи, кладоискатели и ревнители мусульманской старины, беспрепятственно разрушая их, иногда «исследуя» взрывчаткой. В путеводителях и туристических картах в основном указываются памятники конца XVIII—XIX вв., т. е. того периода, когда в крае впервые появляются мечети и дворцы ханов (Шуша). Пропаганда вековых армянских памятников, их компетентная реставрация мало занимают республиканские партийные и государственные органы. Поэтому за последние десятилетия уничтожены десятки древних поселений, кладбищ, мемориалов, хачкаров, надписей и т. д.63 Зачастую они превращены в место добычи камня для индивидуальных домов, клубов, магазинов в азербайджанских селах. Барельефы церкви Казанчецоц служили мишенями для любителей стрельбы. Разрушена трехнефная базиличная церковь Агулецоц, церковь Мегреноц полуразобрана и превращена в летний кинотеатр, а церковь «Канач-жам» подвергнута грубой реконструкции и превращена в питьевую галерею и т. д.64.
_____________________________
62 Документированное издание памятников эпиграфики см.: Свод армянских надписей, вып. V. Арцах. Составил С. Г. Бархударян, Ереван, 1982.
63 В 1970-е гг. близ райцентра Физули было обнаружено на редкость примечательное культовое сооружение (армянская церковь), которое впоследствии «исчезло», как исчезла и выявленная в нем церковная утварь {см.: Роберт Атаян. Хоронили... церковь, газ. Советакан Айастан, 14 нюня, 1988 г.).
64 О плачевном состоянии памятников армянской материальной культуры на территории Азербайджанской ССР писал еще народный художник СССР Мартирос Сарьян, тщетив попытавшись обратить на них внимание руководства
[стр. 49]
Совершенно справедлива характеристика народного депутата из Нагорного Карабаха Б. В. Дадамяна, данная на первом Съезде народных депутатов СССР: «История Армении была изгнана из армянских школ. Уничтожались и осквернялись древнейшие памятники армянской культуры и зодчества—эти каменные свидетельства принадлежности нашей земли нашему народу. Даже древние армянские хачкары—это камни-кресты—объявлялись памятниками предков-азербайджанцев. Дело дошло до того, что армянам стали доказывать, что они вовсе и не армяне, а арменизированные албанцы. Цель подобной историко-идеологической агрессии одна—показать, что армяне пришлые, чужаки на этой земле». («Известия», № 159, 8 июня 1989 г.).
Поддерживая и развивая культурную экспансию «албано филов», правительство Азербайджанской ССР в своем постанов лении от 27 апреля 1988 г. № 145 десятки армянских памятников квалифицировало как «албанские», лишив их реальной этно-культурной атрибуции. В этой связи характерна реплика компетентных лиц, опубликованная под названием «Безымянные памятники или сошедшие с Марса монастыри и упавшие с неба хачкары»65. Как ни парадоксально, в представлении азербайджанских специалистов это и является «торжеством ленинской национальной политики» в рамках Азербайджанской ССР66.
К чему ведет такая тенденция — более ясно видно на примере судьбы армянских исторических памятников Нахичеванской АССР, где уже практически нет армянского населения. В период с 1930 гю 1978 г. на территории Нахичеванской АССР было разрушено до 30 памятников, в том числе 19 церквей, 3 храма, 2 церковных притвора, колокольня, три старинных кладбища и пр.
_____________________________
Дополнительная информация: |
Источник: К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении. Составитель: П. М. Мурадян; Издательство Ереванского гос. университета, 1991 |